О КОМПОЗИТОРЕ

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КОМПОЗИТОРА

Автор: Дарыймаа Соян
Армейские годы
Братья Тока (возле парка, Кызыл)
Братья Тока в детстве (слева Владимир, справа Виктор)

От автора


    Владимир Салчакович Тока (19422008) — представитель второго поколения композиторской школы Тувы, первый профессиональный пианист из представителей тувинского этноса, внесший значительный вклад в развитие академической музыки в Туве. Владимир Тока оставил богатое наследие в разных жанрах: симфонические произведения, музыку для хореографических и театральных постановок, песни и романсы на слова тувинских авторов, камерно-инструментальную музыку, сочинения для детей. Его произведения исполняются не только в нашей стране, но и за рубежом
    Несмотря на то, что музыка Владимира Тока прочно вошла в музыкальную жизнь Тувы, пока его творчество изучено недостаточно, не создано монографического исследования (за исключением рукописных материалов З.К. Казанцевой, которые готовились для издания научно-популярного характера*).
    Считаем своим долгом выразить слова признательности и благодарности за предоставленные материалы из личного архива – музыковеду, заслуженному работнику культуры Тувы, члену Союза композиторов России Зинаиде Константиновне Казанцевой.

Д.О. Соян, музыковед, преподаватель

Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола.39).

* Материалы о творчестве и личности композитора были переданы нам для дальнейшего использования. Музыковед З.К. Казанцева по состоянию здоровья затрудняется продолжать работу над книгой о Вл. Тока. Ее материалы были использованы в биобиблиографическом справочнике (Композиторы Тувы: биобиблиографический указатель. Ч.1. Композиторы и музыковеды / НБ им. А.С. Пушкина Респ. Тыва, отдел литературы и искусства; сост.: Т.В. Багудинова, Е.Ю. Шабаева. Кызыл, 2007. С.39).

     Будущий композитор родился 16 июня 1942 года в г. Кызыле в семье партийных работников. Отец — Салчак Калбак-Хорекович Тока (1901–1973) был крупным партийным и государственным деятелем, тувинским советским писателем, драматургом. Мать композитора Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока (1912–2008) среди женщин своего времени выделялась широкой образованностью и большим авторитетом, также занимала высокие посты в правительстве Тувы. В семье, кроме Владимира, было еще четверо детей, из них брат и сестра Владимира – Виктор и Анна обладали незаурядным музыкальным дарованием.*
     Сам композитор воспоминал так: «Нас с детства приобщали к прекрасному и хотели, чтобы мы занимались музыкой. Первое пианино появилось в далёком детстве. Оно было немецкое, совсем старинное, с подсвечниками по правую и левую стороны, с узорами и инкрустациями. Клавиши на пианино были совсем жёлтые от старости. Потом отец купил нам пианино “Красный октябрь”, а в 60-е годы, когда мы переехали на другую квартиру, у нас появился рояль – тоже “Красный октябрь”. Мы с детства играли на нём».**
     Родители будущего композитора любили искусство, что, возможно, повлияло на выбор профессии их младших сыновей – Виктора и Владимира. Первоначальные навыки фортепианной игры Владимир начал получать в музыкальной школе с 1949 года у педагога Елены Романовны Близнюк, где училась также сестра Анна, позже младший брат Виктор поступил в музыкальную школу по классу баяна. С переездом Е.Р. Близнюк Володя продолжил учиться в классе педагога Н.А. Морозовой. Хотя он привык к прежнему педагогу, но и с новым занятия шли успешно. Получив хорошие оценки на экзаменах по специальности, Владимир Тока закончил музыкальную школу в 1958 году.
     В старших классах братья Тока увлекались астрономией и черчением, любили кататься на лыжах, зимними вечерами – на коньках на самодельном катке. Летом с отцом ходили на рыбалку. Владимир увлекался рисованием.
     После окончания общеобразовательной школы в 1960 году Владимир и Виктор поступили в Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки. Виктор поступил на факультет народных инструментов, Владимир – на фортепианный. Поскольку они не учились в музыкальном училище, их приняли на подготовительное отделение, благодаря ходатайству Тувинского областного управления культуры. Возможно, элитный статус родителей способствовал поступлению в консерваторию, хотя это не отрицает наличие способностей и таланта к музыке, которые у братьев были.
* Инициалы Владимира Тока в сокращении пишут Вл.С. Тока, чтобы не путать его с родным братом Виктором Тока (В.С. Тока) – талантливым дирижером и музыкантом Тувы.
** Цит. по статье: Казанцева З.К. Человек века: к 65-летию композитора В. С. Тока // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. / ред.-сост. Е.К. Карелина. Кызыл, 2008. С. 136.
     За два подготовительных года братья Тока окончили полный курс музыкального училища и в 1962 году стали полноправными студентами консерватории. Их зачислили в 1962 году на основной 1-й курс, так Владимир стал студентом фортепианного класса Мери Симховны Лебензон (представительницы московской школы, ученицы А. Б. Гольденвейзера). Владимир много увлекался творчеством, сочинением музыки, запустил многие учебные дисциплины и не завершил свое обучение в консерватории.
     Период учебы в Новосибирской консерватории можно считать началом профессионального пути будущего композитора. Несмотря на то, что Вл.С. Тока не завершил консерваторский курс, именно в стенах консерватории он получил мощный старт к профессиональному развитию.
     К сочинению музыки Владимир обратился в 1960-е годы и делал свои первые опыты самостоятельно, без профессионального руководителя. Как отмечали музыковеды В.Л. Сапельцев и З.К. Казанцева*, Тока, в отличие от большинства самодеятельных авторов, в самом начале творческого пути создавал не песни, не миниатюры, а крупные формы симфонических жанров и любимую фортепианную музыку.
     Важной чертой личности композитора было его трепетное отношение к природе, которая чаще всего была для него источником вдохновения. Владимир Салчакович очень любил рыбалку, книги о природе, в частности, читал В.П. Астафьева, книгу про грибы В. Солоухина.
     Вернувшись в Кызыл в 1964 году, он освоил профессию концертмейстера и работал в музыкально-драматическом театре, где аккомпанировал вокалистам, а также помогал оформлять спектакли. Позже он поехал служить в армию, в конце мая 1966 года демобилизовался и сразу же 30 мая был принят на работу артистом только открывшегося в этом же году симфонического оркестра при Госкомитете телевидения и радиовещания Тувинской АССР. С этим коллективом братья Тока связали всю свою дальнейшую жизнь**. Для Владимира Салчаковича симфонический оркестр стал самым главным местом работы в его жизни, кроме того, оно послужило своего рода творческой лабораторией, где в любой момент можно было услышать свои недавно сочиненные произведения и где композитор сразу мог что-либо редактировать.
* Сапельцев В.Л. Композиторы Тувы // Композиторы Российской Федерации. Вып.3. М., 1984. С. 144–181; Казанцева З.К. Материалы о жизни и творчестве Вл.С. Тока // Личный архив З.К. Казанцевой (рукопись).
** Старший брат Виктор совмещал работу в качестве дирижера оркестра с заочным обучением в консерватории, которую он закончил в 1968 году.
     Владимир Тока внес вклад в развитие коллектива, как артист оркестра и пианист. В связи с отсутствием некоторых инструментов в симфоническом оркестре (неполнота струнной группы, нет арфы, челесты, ряда видовых инструментов духовой группы) их партии приходилось исполнять на фортепиано. Таким образом, Владимир Салчакович стал своего рода стержнем всего оркестрового коллектива, который благодаря его участию приобретал более полноценное звучание.
     Владимир Тока работал пианистом, композитором, делал аранжировки, оркестровки. В овладении композиторским мастерством большую роль сыграла стажировка в 1972–1973 гг. в Ленинградской консерватории в классе композитора А.Д. Мнацаканяна, на которую он был направлен по решению Министерства культуры Тувы. По словам самого Вл. Тока: «Там было очень строго, он не давал спуску. Три года я был там под его строгим оком. Каждый день надо было давать отчёт: что делал, где был. За нарушение дисциплины отчисляли сразу. Пришлось подчиниться»*. К сожалению, в связи со смертью отца, стажировка была прервана. Все последующие годы жизни Владимира Салчаковича были связаны с музыкой. За более сорока творческих лет композитором было создано большое количество музыкальных произведений в различных жанрах.
     В развитии Тока-симфониста можно выделить три периода, и ранним из них является период 1960–1970-х годов. Среди произведений этих лет – Концерт для фортепиано с оркестром «Улан-цэцэг» (монг. «Красный цветок», создан в годы ленинградской стажировки, до середины 1970-х гг.), 2-я редакция «Тувинских пейзажей» (1974), симфонические поэмы «Ай-кыс»** («Лунная девушка», 1972), «Воспоминание о прошлом» (1975).
     Следует отметить жанр фортепианного концерта, с которого автор, будучи еще студентом консерватории, делает первые шаги в области симфонической музыки. Выделяется триада концертов 1970-х годов для разных инструментов. Концерт для скрипки с оркестром Вл. Тока написал в 1975 году в честь рождения сына, также названного Владимиром. Первым исполнителем была Наталья Войтова. Премьера произведения состоялась в концертном зале Кызылского училища искусств. Потом его исполняли Людмила Ваганова, Сергей Петров, Олег Хольшин. Следом, уже в 1976 году, написал Концерт для гобоя с оркестром, на премьере сольную партию исполнил Игорь Баженов, а после гобойного, последним в триаде – флейтовый концерт***, который исполнялся вначале Александром Барановым, а потом и другими (в частности, Хензиг-оолом Кужугетом).
* Казанцева З.К. Материалы о жизни и творчестве Вл.С. Тока // Личный архив З.К. Казанцевой (рукопись).
** По словам дочери Татьяны, «симфоническая поэма “Ай-Кыс” посвящена маме Галине Сандыковне, но нету такого официального посвящения. Вся музыка, которую он писал, она, безусловно, очень танцевальная» (Интервью Д.О. Соян с Т.Г. Ондар, 11–12 февраля 2019 г., г. Кызыл // Личный архив Д.О. Соян).
*** Уточним, что Концерт для флейты Вл. Тока (1977) сначала был создан для скрипки, но по желанию самого композитора позже это сочинение было опробовано в исполнении для флейты. Возможно, из-за нехватки концертирующих скрипачей сольная партия была переложена для духового инструмента, исполнителей на котором в республике всегда было достаточно. Таким образом, это произведение в современной концертной практике существует в двух версиях: флейтовой и скрипичной.
     Жанр симфонической поэмы представлен у композитора тремя разными содержательными типами – сказочным, историческим, пейзажным. Вл. Тока первым из тувинских композиторов обращается к сказочной тематике («Ай-кыс»), это выделяет его среди симфонистов Тувы.
     «Симфонический танец» Вл. Тока имеет подзаголовок «Танец шамана». На музыку «Симфонического танца» Вл.С. Тока в 1970-е годы балетмейстером С.Ш. Монгушем был поставлен оригинальный сольный хореографический номер «Ритуальный танец шамана», который благодаря яркому актёрскому таланту танцовщика Донгака Монгуша вошёл в «золотой фонд» репертуара государственного ансамбля песни и танца «Саяны». Эта первая постановка шаманского танца, которая, по мнению культуролога И.О. Ондар*, точно воплотила на сцене целый ритуальный комплекс – камлание шамана и языком танца, и актёрскими средствами. Номер и сегодня исполняется актёрски одарёнными танцовщиками ансамбля.
     Важно, что профессия жены и дочери Владимира Тока тесно связана с искусством: обе закончили Фрунзенское хореографическое училище как балерины, обе работали артистками национального ансамбля песни и танца «Саяны» в Тувинской государственной филармонии, обе много лет посвятили преподаванию хореографии**. Супруга Галина и дочь Татьяна также обращались к композитору, чтобы он писал музыку на детские танцы.
     Период 1980-х годов стал расцветом симфонического творчества, знаменуя зрелость композитора. За одно десятилетие им написаны: Симфония №1 (1981), симфонические поэмы «Хемчик» (1981), «Романтическая» (1984), Концертная пьеса для струнной группы и фортепиано (1986), симфоническая поэма «Биче-Кыс» (1987), «Молодежная увертюра» (для хореографической сюиты, 1987), Симфония №2 «Таёжная» (1989), Ноктюрн для гобоя с оркестром, «Детская сюита» для симфонического оркестра, «Детская увертюра», Концертный вальс, а также балет «Кодур-оол и Биче-кыс», рок-опера «Её должность – жена лесника» (1988), фортепианный дуэт «Енисейская акварель», романсы и др. сочинения.
* Ондар И.О. Генезис и трансформация тувинского танца в культуре Тувы: Дис. … канд. культурологии. Кызыл, 2016. С.87.
** «Может быть, поэтому музыка Владимира Тока не только ярко театральна, но и не менее ярко хореографична? Мы не знаем другого такого тувинского композитора, который так постоянно и определённо связывал бы мир звуков с миром движений», – писала музыковед З.К. Казанцева (Казанцева З.К. Человек века: к 65-летию композитора В. С. Тока … С.138). Дочь композитора Татьяна после учебы, более двадцати лет проработала в Тувинской государственной филармонии в ансамбле «Саяны». Потом работала в Кызылском колледже искусств, Кызылской хореографической школе. Она вспоминает, что музыка Вл. Тока ей всегда нравилась, для нее, как артистки балета, сочинения отца казались очень подходящими для танцевальных постановок.
     Обращает на себя внимание начало этого периода с освоения самого сложного для тувинской композиторской школы оркестрового жанра – симфонии. Сам композитор признавался, что Первая симфония была написана им под влиянием симфонии d-moll А. Чыргал-оола. Самым репертуарным произведением композитора в современной культуре Тувы стала его Вторая симфония «Таёжная». Симфония сначала задумывалась как музыка к хореографическим номерам по сюжету поэмы-сказа на основе сценария В.С. Серен-оола «Изваяние», состоящего из трех хореографических картин – «Мастер и изваяние», «Три оленя», «Легенда о каменной бабе».
     Особой для композитора областью творчества стала музыка к спектаклям. Сочиняя театральную музыку, Вл. Тока сотрудничал со многими режиссерами Тувинского музыкально-драматического театра. На пьесу нового писателя Чылгычы Ондара «730 дней и ночей» Вл. Тока написал музыку для спектакля, который был поставлен Алексеем Ооржаком (начало 1980-х гг.). Постановки, к которым Вл. Тока сочинил музыку — «Маленькие трагедии» (по А. С. Пушкину, 1986), «Кровавая свадьба» (по трагедии Ф. Г. Лорки, 1986) в переводах А. Даржая — были подготовлены с режиссером Н.Е. Логачевым. Кроме этих, была также работа над музыкой к спектаклям «Маугли» (по сюжету сказки-притчи Р. Киплинга), «Звездные мастера» (по пьесе И. Токмаковой).
     Работа в области театра, сочинение музыки для хореографических миниатюр артистов Государственного ансамбля песни и танца «Саяны» («Памятник», «Танец шамана», «Тувинский танец», «Танец с пиалами»), к цирковому представлению Клары Дончий-оол («Саянская легенда») привели композитора к мысли о создании этнобалета «Кодур-оол и Биче-кыс» (конец 1980-х гг.).
     В конце 1980-х годов Вл.С. Тока сочинил этнобалет «Кодур-оол и Биче-кыс»*. Впервые к этому сюжету композитор обратился, когда начал работу над музыкальным оформлением кукольного спектакля с одноименным названием, музыка которого была использована в партитуре симфонической поэмы «Биче-кыс» (1987). Таким образом, у истоков создания балета «Кодур-оол и Биче-кыс» стоят разные жанры – кукольный спектакль и симфоническая поэма. Сюжетом для всех этих сочинений послужила одноименная народная сказка в обработке отца композитора – С.К.-Х. Тока. Либретто двухактного балета разработал В. Сторожков, который являлся балетмейстером Красноярского театра оперы и балета. Но балет по неизвестным нам причинам не был поставлен. Всё же, отдельные музыкальные номера (Адажио и «Танец маралят») из балета использованы композитором в других сочинениях, среди которых – Вторая симфония «Таёжная» (где в III части использован материал «Танца маралят»). Адажио из балета «Кодур-оол и Биче-Кыс» чаще встречается в репертуаре музыкантов-солистов (флейтистов, также исполнителей на тувинских национальных инструментах с сопровождением фортепиано) или тувинского национального оркестра.
* Некоторое время балет Вл. Тока считался первым тувинским этнобалетом, хотя первый национальный балет Тувы – «Хая-Мерген» был создан в 1978 году ленинградским композитором П. Геккером, такое уточнение было сделано в статье Е.К. Карелиной (Карелина Е.К. Вехи профессиональной музыки // Музыкальная академия. 2002. № 3. С. 57–61).
     Тема современной жизни Тувы (причем, в экологическом ключе) предстает в произведении «Её должность – жена лесника» (либретто Е.Д. Тановой, 1988), жанр которого определен автором как рок-опера, но музыковедом Е.К. Карелиной рассматривается в большей степени как мюзикл*. К сожалению, это произведение не было поставлено, а его музыка долгое время оставалась неизвестной.
     Среди камерных инструментальных произведений выделяются его прелюдии и этюды для фортепиано, фортепианный дуэт «Енисейская акварель», также были написаны: Концертная пьеса для струнной группы и фортепиано, «Пастушок» для гобоя и фортепиано, Элегия для скрипки и фортепиано, пьесы для виолончели и фортепиано (написаны для учащихся Республиканской школы искусств), детские пьесы для своего сына**.
     В меньшей мере автора интересовали вокальные жанры, хотя в концертной практике широкую известность получили романсы «Дуруяа» («Журавль», сл. С. Шангыр-оола, 1985) и «Боданыышкын» («Раздумье», сл. А. Арапчора, 1987). Песен немного, среди них наиболее репертуарны «Оглум чазы» («Весна сыночка моего», сл. С. Шангыр-оола), «Соңгу чүктен салгын келзе» («Если подует ветерок из севера»), «Саян-Таңды кыстары» («Девушки Саянских гор»), «Салымымны чүрээм согуу хемчээп каан» («Мою судьбу измерил сердца стук»), вокальный цикл «Времена года» на слова М. Рамазановой и др.
     Итак, центральный период творчества Вл. Тока стал самым продуктивным в плане создания симфонических партитур, причем, палитра жанров в 1980-е годы отличается разнообразием. Именно в это десятилетие композитор осваивает новые для себя симфонию, увертюру, сюиту. Его оркестровая музыка пополняется малыми формами (ноктюрн, вальс, концертная пьеса), а также композициями для детей.
     Последний период (1990-е–2008 гг.) — поздний этап, отмеченный снижением творческой активности. Из симфонических жанров можно назвать только Джазовую увертюру. Это произведение стало единственным оркестровым сочинением позднего периода творчества композитора, которое к тому же написано в джазовом стиле.
* Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; науч. ред. док. иск. В. Н. Юнусова. М.: Композитор, 2009. С.303.
** По воспоминаниям дочери Вл. Тока Татьяны: «Когда брат учился в музыкальной школе, для него для экзамена отец писал какие-то простенькие пьески. Одна пьеса называлась “Ёжик”» (Интервью Д.О. Соян с Т.Г. Ондар, 11–12 февраля 2019 г., г. Кызыл // Личный архив Д.О. Соян).
     Обращение автора к данному виду музыки связано с тем, что параллельно с работой в жанрах академической музыки Вл. Тока увлеченно занимался искусством джаза и по праву считается одним из первых джазменов Тувы. В период 1960–1970-х волна увлечения джазом охватила многих музыкантов-любителей, а также музыкантов-профессионалов академического направления, в том числе Вл. Тока, духовиков Сергея Олзей-оола, Вячеслава Кенденбиля и др. Вл. Тока любил импровизировать и умел с легкостью делать джазовые аранжировки. Его сочинения нередко рождались из импровизаций за роялем. В этом направлении также сочинял Л. Карев, вместе с Тока они создали немало композиций в джазовом стиле для симфонического оркестра*. Поэтому Джазовая увертюра Тока получилась на грани академической и эстрадной музыки, отразив репертуарную политику оркестра в тот период.
     Однако следует отметить партитуры этнобалетов, созданных в эти годы. Свой этнобалет «Ынакшылдың күжү» («Сила любви») Вл. Тока первоначально назвал музыкой к одноактному балету-мистерии «Цам». Позже балет был переименован. «Сила любви» успешно исполнялась во Франции летом 1996 года ансамблем народной музыки «Сибирский сувенир» Восточно-Сибирского института культуры. Постановка была осуществлена тувинским балетмейстером Орланом Монгушем, но, к сожалению, тувинский зритель эту постановку не увидел. На материале балетной музыки автор сделал сюиту для оркестра народных инструментов**. Обращение к народному оркестру было продиктовано заказом и составом ансамбля, а также стремлением автора к сценическому воплощению своего труда.
     Одноактный национальный балет «Рождение героя» первоначально задумывался как хореографическая сюита, но в итоге получился этнобалет. Он был поставлен в 2003 году балетмейстером-постановщиком ансамбля «Саяны» А.В. Мандан-Хорлуу. Писатель Э. Мижит написал либретто, основанное на содержании монгольской песни. Над музыкальным оформлением спектакля работали Вл. Тока с музыкантом О. Саая, который написал финал произведения. Музыковед Е.К. Карелина, присутствовавшая на премьере, оценивает данную работу Вл. Тока, как «по сути, новый спектакль, основанный на музыке балета “Кодур-оол и Биче-кыс”»***.
* В конце 1980-х гг. джазовое направление проявилось в творчестве эстрадно-цирковой группы «Чалыы-Назын» («Юность»). В начале 1990-х гг. в Туву снова приехал дирижер Леонид Карев, благодаря которому джазовая музыка получила дополнительный импульс развития. Джазовую манеру пения успешно освоила академическая певица Софья Кара-оол. В настоящее время джаз занял свое постоянное место в репертуаре молодого коллектива Духового оркестра Правительства Республики Тыва имени Тимура Дулуша.
** Партитура сюиты была издана ВСГАКИ и использовалась тувинскими музыкантами в период обучения в Тувинском филиале ВСГАКИ. Это единственное оркестровое сочинение Вл. Тока, которое было издано при его жизни.
*** Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней … С.330.
     Можно наблюдать, что музыкально-зрелищные жанры (связанные с театром, танцем и цирком) в творчестве Владимира Тока также представлены различными содержательными типами: сказочным («Маугли», «Звездные мастера», «Кодур-оол и Биче-Кыс», «Сила любви»), легендарным («Саянская легенда», «Памятник»), бытовым («Кровавая свадьба», «Тувинский танец», «Танец с пиалами»), обрядовым («Танец шамана»), историческим («730 дней и ночей») и историко-бытовым («Её должность – жена лесника»).
     В поздний период в творчестве композитора роль симфонических жанров заметно снизилась. Основной причиной стал кризис в музыкальной культуре академического типа, связанный с распадом в 1990-х годах системы концертной жизни, налаженной в период Советского Союза. В целом, следует отметить преобладающее значение симфонических поэм в оркестровом наследии Вл. Тока. Приоритетное положение жанра симфонической поэмы в тувинской профессиональной музыке обусловило его распространенность. Для тувинских композиторов характерны отражения в творчестве исторической тематики, жанровой, сказочной, пейзажной, картинной изобразительности и сюжетной программности – всего, что всегда привлекало внимание Вл. Тока. Использование словесной программы, разъяснение музыкального содержания послужило одним из средств донесения смысла симфонической музыки широкой массе слушателей. Вторым по значимости жанром в симфоническом наследии Вл. Тока идет концерт, за ним – увертюра. Симфоний и сюит – меньше, однако, значимость «Таёжной» симфонии выделяет ее среди всех произведений композитора, как репрезентанта его симфонического стиля.
     Специфика творчества Вл. Тока заключается в пересечении жанровых сфер, образующих тяготение театральной, концертной и камерной музыки к симфонической. Многие произведения автора рождаются на стыке театральной и симфонической, камерно-инструментальной и симфонической, концертной и симфонической областей.
     За время работы в симфоническом оркестре, в театре, в филармонии Вл. Тока общался и сотрудничал со многими профессиональными музыкантами, артистами, режиссерами, композиторами Тувы старшего и своего поколений, включая самодеятельных авторов. Композиторы старшего поколения – Виктор Кок-оол, Максим Мунзук, Константин Тамдын, Александр Лаптан, Алексей Чыргал-оол, Ростислав Кенденбиль, Саая Бюрбю, Семен Бухтуев – показывали пример творческой самоотдачи, некоторые давали профессиональные советы. Общался со своими сверстниками и с некоторыми из них сотрудничал, это композиторы среднего поколения Александр Курченко, Борис Нухов, Альберт Танов, Хуреш-оол Дамба, Ирбен-оол Тулуш, Сергей Бадыраа, а также со многими самодеятельными композиторами, которые часто обращались за помощью.
     При создании инструментальной группы, аккомпанирующей танцевальным и вокальным номерам ансамбля «Саяны», большую роль в ее развитии сыграл Виталий Нанактаев, руководивший оркестровой группой «Саян» в 1978–1989 гг., друг Вл. Тока по творческому пути и по жизни. Таким же верным другом был Владимир Табуев, который стал организатором и первым руководителем ВИА «Аян» («Гармония»). В круг общения композитора входили местные музыковеды, среди них В.И. Борисенко, З.К. Казанцева, Е.К. Карелина.
     Попытки Владимира Тока на педагогическом поприще не увенчались успехом: он не раз приглашался своим другом Владимиром Борисенко, который руководил отделением теории музыки в Кызылском училище искусств, но так и не смог приспособиться к требованиям педагогической работы. Результатом этой дружбы стал музыковедческий анализ его симфонической поэмы «Ай-кыс», сделанный В.И. Борисенко.
     В Союз композиторов СССР Владимир Тока был принят в 1984 году, в период 1996–1998 годов он возглавлял Союз композиторов Тувы, но организационная работа не соответствовала его натуре, поэтому он с радостью передал свой пост Сергею Бадыраа.
     В семье Вл.С. Тока не всегда царило счастье. Последний этап биографии был отмечен тяжелыми личными событиями*. Композитор скончался внезапно, в период творческого расцвета и активности 10 мая 2008 года в возрасте неполных 66 лет.
* Брат Виктор умер в 1994 году; далее усугубились проблемы со здоровьем, в 2001 году композитор перенес клиническую смерть; самое страшное – в 2007 году он похоронил своего единственного сына. Такая семейная драма стала ударом.
     Жизнь и творчество композитора оказались неразрывно связаны с историей Тувы. Период раннего детства совпал с последними годами существования независимого тувинского государства*. Школьные годы, время учебы в консерватории и становления Тока как композитора пришлись на период советской Тувы (автономной области, а затем автономной республики в составе РСФСР). Время композиторской зрелости совпало со временем распада Советского Союза и периодом современной Республики Тыва в составе Российской Федерации.
     Творческая деятельность Владимира Тока в 1984 году была отмечена присвоением почётного звания «Заслуженный артист Тувинской АССР». За создание «Таежной» симфонии в 1992 году композитор стал Лауреатом Государственной премии Тувы, а в 2003 году по праву был удостоен звания «Народный артист Республики Тыва».
* Годы существования Тувинской Народной Республики (ТНР) – с 1921 по 1944-й.