OCOБЕННОСТИ АВТОРСКОГО СТИЛЯ

ВЛАДИМИР ТОКА: ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО СТИЛЯ КОМПОЗИТОРА

АВТОР: Екатерина Карелина

От автора


     Жизнь и творчество Владимира Салчаковича Тока (16.06.1942 – 10.05.2008) уже не раз становились объектом музыковедческих работ, среди которых можно отметить исследовательские опыты В.И. Борисенко, Г.А. Осипенко, И.А. Цыбиковой-Данзын, но более всего мы выделим работы З.К. Казанцевой и Д.О. Саян (Иргит), которые нацелены на целостное постижение жизненного и творческого пути композитора, его личности и музыки. Произведения Тока прочно вошли в практику музыкальной жизни республики и активно изучаются студентами Кызылского колледжа искусств. Безусловно, настало время для создания монографии, контуры которой уже намечены в рукописных материалах З.К. Казанцевой (труд которой, надеемся, будет продолжен и доведен до конца, воплотясь в издание книги о жизни и творчестве Владимира Тока).


     В конце данной статьи нами приведен список имеющихся на данный момент исследовательских работ и основных газетных статей (их список может быть, безусловно, дополнен), посвященных личности композитора или связанных с его творчеством (что может быть полезным для заинтересованных пользователей). Задачей предлагаемой статьи стал анализ процесса становления авторского стиля композитора, с выявлением ключевых моментов биографии и роли конкретных личностей, повлиявших на стилевые ориентиры творчества Владимира Тока (информация, помещенная в сноски-примечания, выполняет роль пояснений или дополнений к основному тексту).


Карелина Е.К., доктор искусствоведения, профессор

Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки


Вл. С. Тока

     Музыка Владимира Тока сразу располагает к себе слушателей мелодизмом, красочностью, эмоциональной искренностью.

При этом, вполне демократичный музыкальный стиль Тока не переходит ту грань, которая отделяет «высокое» искусство от дешевой подделки. Удивительным образом композитору удается говорить со слушателем современным, свободным и при этом ясным и понятным языком, не прибегая к особо сложным или авангардным техникам композиции, но и не снижаясь до уровня откровенной «попсы». В чем секрет успеха композитора? Думается, в специфике его личной манеры музыкального самовыражения, иначе говоря, в особенностях авторского стиля.


     Авторский стиль любого значительного художника формируется постепенно, под влиянием целого ряда объективных жизненных обстоятельств и внутренних, порой скрытых творческих мотивов. Жизненный опыт накладывается на опыт музыкантский, впечатления от событий и встреч с разными людьми переплетаются с эмоциональным откликом на них и личными переживаниями, вместе исподволь формируя особый мир художественных образов, фантазий, из которого рождаются музыкальные идеи, выкристаллизовываются авторские концепции, фиксируемые затем в нотном тексте.

       В биографии Владимира Тока, на наш взгляд, можно выделить три значимых социальных круга, которые повлияли на формирование его как композитора. Первый круг, как и у любого человека, – безусловно, семья. Однако, в данном случае обратим внимание на то, какая это была семья, ведь родители будущего композитора – первые лица республики, молодого независимого государства. Напомним, что Владимир родился в то время, когда Тува уже два десятилетия существовала как Тувинская народная республика (ТНР). Следует остановиться на родителях и их роли в музыкальном становлении будущего композитора.


       Салчак Калбак-Хорекович Тока (1901–1973) — крупный партийный и государственный деятель ТНР и Советской Тувы, прошедший путь от простого арата на вершину власти в молодой республике: с образованием в 1921 году Тувинской Аратской республики (TAR, далее ТНР) Салчак Тока был солдатом Тувинской народно революционной армии, посыльным, сборщиком налогов, в 1925–1929 годах учился в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока, в 1929 году стал членом Тувинской народно-революционной партии (ТНРП), тогда же был избран секретарем ЦК ТНРП и назначен министром культуры ТНР, с 1933 года – председатель Президиума (с 1936 года – Генеральный секретарь) ЦК ТНРП, фактический руководитель молодого государства (ТНР), осмелившегося объявить войну гитлеровской Германии и поддержавшего СССР в годы Великой Отечественной войны значительной материальной помощью и отправкой добровольцев на фронт, с 1944 года – член Всесоюзной коммунистической партии большевиков. На протяжении почти трех десятилетий этот человек являлся бессменным руководителем Тувинской АССР, вплоть до своей смерти. Неудивительно, что его имя неразрывно связано с историей Тувы и по праву внесено в Большую Советскую Энциклопедию*.

* Личный вклад С.К. Тока в развитие государственности и культуры был неоднократно отмечен различными наградами и званиями, среди них: 2 ордена ТНР; 8 орденов В.И. Ленина; орден Трудового Красного Знамени; орден Монгольской Народной Республики; звания – Лауреата Государственной премии Тувинской АССР, Лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического труда (1971), Народного писателя Тувы (1973). Имя С.К. Тока занесено в государственную книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века». В столице Тувы, г. Кызыле установлены: памятник Салчаку Тока (в сквере у Национального театра имени В. Кок-оола), мемориальная доска (по адресу: ул. Красных партизан, 11). Улицы имени Салчака Тока есть в г. Кызыле, г. Чадане, с. Хайыракан Дзун-Хемчикского кожууна, с. Сукпак Кызылского кожууна, в с. Хандагайты и с. Солчур Овюрского кожууна, с. Кочетово Тандинского кожууна, с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна, в с. Сарыг-Булун, с. Эрзин Эрзинского кожууна. Школа № 2 с. Сарыг-Сеп носит его имя и имеет музей имени С.К. Тока. Также в серии «Жизнь замечательных людей Тувы» издана книга (Салчак Тока: коллективная монография / У.А. Донгак, А.К. Канзай, М.А. Кужугет [и др.]; под общ. ред. С.К. Шойгу; отв. ред. К.А. Бичелдей; Русское географическое о-во, Тув. ин-т гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Москва: Слово/Slovo, 2015. 544 с.). Добавим, что ЦК КПРФ учредил юбилейную медаль «110 лет со дня рождения С.К. Тока» (которой в числе других удостоен автор настоящей статьи).

     Хертек Амырбитовна Анчимаа-Тока*(1912–2008) в разное время занимала высокие посты в правительстве Тувы, также стремительно пройдя «социальные лифты»: когда в 1930 году появилась тувинская национальная письменность, одной из первых активистов членов Революционного союза молодежи ТНР Анчимаа в своем районе освоила грамоту и начала обучать этому земляков, работала писарем, секретарем районной администрации, в 1931 году вступила в члены ТНРП, в 1931–1935 годах получила образование (как и будущий супруг) в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ), после окончания КУТВа – член ЦК Ревсомола ТНР, в 1938 году – зав. отделом по работе среди женщин ЦК ТНРП, и в 1940 году она уже – Председатель Малого Хурала ТНР, после вхождения ТНР в состав СССР – заместитель председателя Тувинского облисполкома (с 1944 по 1961 годы), с 1961 по 1972 годы – зам. председателя Совета Министров Тувинской АССР, после чего ушла на пенсию. Прожила долгую жизнь (96 лет) и считается первой женщиной в мировой истории, бывшей главой государства на избираемой должности, а также одной из самых долгоживущих руководителей глав государств и правительств в мире**. На старости лет Х.А. Анчимаа-Тока проживала вместе с семьей своего сына Владимира.

* В процессе советской паспортизации у многих тувинцев личные имена становились фамилиями, а родовые имена становились личными: так, Тока из рода салчак стал Салчаком Тока, а Анчимаа из рода хертек стала ХертекАнчимаа. Фамилию своего мужа получила только после его смерти (перед смертью Салчак Тока настоял, чтобы жена носила его фамилию).

** По версии Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Анчимаа-Тока,_Хертек_Амырбитовна).

     Важно отметить, что оба родителя, будучи блестящими управленцами и политическими лидерами, были неравнодушны к искусству и смогли проявить себя как деятели культурной жизни Тувы. Например, в молодости Анчимаа писала стихи, участвовала в спектаклях с артистами театра, вместе с друзьями из КУТВа в 1933 году исполняла песни для первой пластинки с записями тувинского фольклора. Художественное творчество оставила, став партийным чиновником, но, занимаясь в органах исполнительной власти вопросами образования, социального обеспечения, здравоохранения, народных традиций, спорта, интернационального и патриотического воспитания, она всегда была заинтересована в развитии тувинской культуры и искусства, что доказывают сохранившиеся архивные документы.*

* Показательный пример – письмо, направленное ею на имя и.о. начальника отдела кадров Комитета по делам искусств при Совете министров СССР тов. Евсееву с копией музыканту Мироновичу, ранее работавшему в Туве (сентябрь 1946 г.): «Тов. Миронович! <…> Вы начали готовить музыкальные кадры для Тувы, которую Вы полюбили. Так Ваш долг — гражданина СССР — закончить начатое Вами благородное и нужное дело, преодолевая все трудности, а посему срочно шлите Ваши материальные условия. Заместитель председателя Тув.облисполкомаАнчимаа» (Документ из личного архива Р.Г. Мироновича, ныне переданный в Национальный архив Республики Тыва).

     Салчак Тока вошел в историю культуры Тувы как один из основоположников тувинской литературы и драматургии *, а также один из первых переводчиков (например, переводил стихи Пушкина на тувинский язык), был одним из организаторов по внедрению национальной тувинской письменности. С 1942 года – член Союза писателей ТНР, с 1945 года – член Союза писателей СССР, с 1951 года – Председатель Союза советских писателей Тувы. Тока всегда держал в орбите внимания просветительскую работу, выступал на научных конференциях, публиковал статьи в «Ученых записках» ТНИИЯЛИ, входил в состав редакционной коллегии I тома и был ответственным редактором II тома капитального труда «История Тувы»**. Добавим интересный факт биографии: с детства батрачивший у русских хозяев Салчак Тока в юности был заводилой деревенских посиделок, играл на гармошке и балалайке, пел и сочинял частушки ***, что говорит не только о его музыкальных способностях, но и даре импровизатора (они в полной мере раскрылись у его детей, которым он постарался дать музыкальное образование).


     В 1940 году Анчимаа и Тока соединили свои судьбы и своих детей от предыдущих союзов (это: старший сын Тока от его второго брака с Александрой Алёхиной – Валентин, а также дети Анчимы – сын Буян-Валерий и дочь Анна). Вскоре родились общие дети – сыновья Владимир (16 июня 1942 г.) и Виктор (28 января 1944 г.). Так, будущий композитор вырос в многодетной семье первых лиц Тувы, которые в силу своих должностных обязанностей львиную долю времени проводили на работе. Обращает внимание выбор родителями имен для детей (что тоже было знаком нового времени), стремление дать им хорошее образование, с ранних лет приобщить к музыке.

* С.К. Тока является автором первых тувинских пьес: «Херээжен» («Женщина», 1935); «Узун-Кара, Семис-Кара» (1936). Широко известными в Туве были пьесы «Уурдаргазынгаүшчылболдум» («Три года на посту секретаря ячейки», 1937), «Боттанганкүзел» («Осуществленная мечта», 1954, позже переименована в «Донгур-оол»). Его рассказы начали появляться в печати в 1930-е годы, среди литературных произведений – повести «Тосчадырда» («В берестяном чуме»), «К большому порогу», рассказ «Охота на волков» и другие произведения. Документальная повесть «Чего не увидел отец – сын увидит» (1963). Наибольшую известность приобрела автобиографическая повесть Салчака Тока «Слово арата» (кн. 1, 1950; кн. 2, 1956; кн. 3, 1964), позже изданная целиком (Тока С.К.-Х. Слово арата: роман в 3-х книгах. Москва: Современник, 1973. 430 с.).

** При непосредственном участии Салчака Тока «История Тувы» впервые была издана в 2-х томах в 1964 году в Москве издательством «Наука» на русском языке, в 1966 году – в Кызыле на тувинском языке. Позже появилось обновленное исследование коллектива ТИГПИ (бывшего ТНИИЯЛИ) – История Тувы: в 3-х томах / под общей редакцией: С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола (1-й т.), В.А. Ламина (2-й т.), Н.М. Моллерова (3-й т.). Новосибирск: Наука, 2001; 2007; 2016. 367 с.; 430 с.; 455 с.

*** См.: Хоюгбан А. Музыка и Тока. Мечта, воплощенная в сыновьях // Плюс Информ. 2002. Январь. №3.

     Следующий социальный круг формирования композитора связан с учителями музыкантами. Младшие дети семьи Тока обучались в музыкальной школе Кызыла по классам фортепиано (Анна и Владимир) и баяна (Виктор), демонстрируя явные успехи.


     Владимиру повезло учиться первые 5 лет в классе опытнейшего педагога Е.Р. Близнюк*, которая со своим супругом и дочерью в те годы волей судьбы оказалась в Туве и трудилась в Кызылской ДМШ. Роль ДМШ в культуре Кызыла тех лет трудно переоценить, поскольку активная концертно-просветительская работа коллектива школы фактически восполняла деятельность несуществующей еще тогда местной филармонии.


     Учитывая занятость родителей, а также то, что в доме Тока за детьми следила русская домработница, вполне понятно, почему Владимир Салчакович, в отличие от старшего поколения тувинских композиторов (Алексея Чыргал-оола, Ростислава Кенденбиля, Саая Бюрбе), не был носителем тувинской традиционной культуры и языка. Таким образом, музыкальный вектор развития будущего композитора формировался из звучащей вокруг музыки** и главным образом – из постигаемого им самим фортепианного учебного репертуара ДМШ, который, как всем музыкантам хорошо известно, представляет стилистику академической музыки новоевропейского типа (это и пьесы зарубежных композиторов, и русских, и советских авторов). Этнические традиции прививались же исподволь, главным образом, через глубокое почитание окружающей природы, что в высшей степени свойственно тувинскому менталитету***.


Е.Р. Близнюк

* Елена Романовна Близнюк (1911−1996) — пианистка, выпускница Ташкентской консерватории, вместе со своим супругом, блестящим скрипачом Леонидом Николаевичем Шевчуком (1899−1974), незаслуженно репрессированным, после пребывания семьи в Ивдель-лагере на Урале и работы в Красноярске оказались в 1949 году в Тувинской АО, откуда в 1955 году переехали в Новосибирск, где стали работать в музыкальном училище и в открытой в 1956 году консерватории. Л.Н. Шевчук остался в истории НГК им. М.И. Глинки как незабываемый ректор и профессор, зав. кафедрой струнных инструментов, он также открыл при НГК среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку (ССМШ, ныне НСМШ). Профессор кафедры общего фортепиано НГК Е.Р. Близнюк прославилась в сибирском регионе как опытнейший педагог-методист. Семейные традиции продолжает профессор кафедры специального фортепиано НГК Дина Леонидовна Шевчук, которая училась в Кызылской ДМШ в те же годы, что и дети Тока.

Весной 2023 года Новосибирская консерватория организует I Международный конкурс по фортепиано имени Е.Р. Близнюк.

** По воспоминаниям старшего брата Валентина Тока, «В доме были патефон и кучи разбитых пластинок. По счастливой случайности уцелела лишь одна. Маленький Витя мог слушать её бесконечно <…> Забавно было наблюдать, как четырёхлетний малыш ходит вокруг патефона, стоящего на полу, и поёт: „Мне бесконечно жаль моих несбывшихся мечтаний, и только боль воспоминаний гнетёт меня…“». По воспоминаниям Владимира Тока, «Первое пианино появилось в далёком детстве. Оно было немецкое, совсем старинное, с подсвечниками по правую и левую стороны, с узорами и инкрустациями. Клавиши на пианино были совсем жёлтые от старости. Потом отец купил нам пианино „Красный октябрь“, а в 60-е годы, когда мы переехали на другую квартиру, у нас появился рояль тоже „Красный октябрь“, который и сейчас стоит. Мы с детства играли на нём. А пианино мы отдали в ДМШ. Комнат было 12 (сейчас там находится художественная школа по ул. Красных партизан), но все они маленькие. Я жил в одной комнате с Виктором. В доме был постоянно милиционер, охрана. Родители с раннего утра и до позднего вечера были на работе, можно даже сказать до ночи, а с нами управлялась хозяйка Ильинична. Она умерла, когда я учился в консерватории. Ещё помню, был у нас какой-то сарай, корова, молоко было всегда свежее» (Казанцева З. К. Материалы о жизни и творчестве Вл.С. Тока (рукопись) // Личный архив З. К. Казанцевой).

*** Владимир Салчакович говорил: «Нас с детства приобщали к прекрасному и хотели, чтобы мы занимались музыкой. В моей жизни были только два настоящих увлечения: музыка и природа. Отец также имел эти увлечения, брал нас в тайгу, от него и мы набрались… Люблю охоту, рыбалку. Вот поэтому-то и родилась „Таёжная“ симфония» (Там же).

     Семейный круг в музыкальном развитии Владимира сохранял свое значение на протяжении всей его жизни – так сложилось, что судьбы младших братьев оказались неразрывны: несмотря на разницу в возрасте, Владимир и Виктор учились в общеобразовательной школе в одном классе, вместе поступали в консерваторию, вместе до конца жизни трудились в одном коллективе*.


     Социальный круг будущего композитора в области профессионального образования расширился в период 1960-х – это время Новосибирской консерватории, годы учебы в ней, общение с другими студентами, сама атмосфера профильного вуза и культурная жизнь большого сибирского города. Выбор профессионального пути был, с одной стороны, предрешен родителями (которые, по словам самого композитора, не хотели, чтобы их дети занимались политикой), с другой – личными интересами братьев Тока. Здесь следует пояснить, что, закончив ДМШ в 1958 году, до поступления в консерваторию Владимир не получал образования по программе музыкального училища (его в республике попросту тогда еще не было), соответственно, Виктор тоже. Тем не менее, приехавший весной 1960 года в Кызыл для отбора абитуриентов зав.кафедрой народных инструментов Новосибирской консерватории В.А. Подъельский рекомендовал братьям Тока поступать на подготовительный курс. Поддержка четы Близнюк–Шевчук тоже сыграла свою роль, но очевидная нехватка знаний в связи с отсутствием училищного курса, конечно, создавала определенные сложности в процессе обучения, который оказался прерванным. После окончания подготовительного отделения (на котором экстернатом был освоен курс музучилища), на первом курсе консерватории Владимир взял академический отпуск по болезни, потом был отчислен**. Так, к сожалению, Тока не завершил своё обучение в консерватории***.

* Виктор ушел из жизни рано, в 1994 году, Владимир пережил его на 14 лет. Из-за полного совпадения инициалов братьев Тока позже в литературе о композиторе их стали обозначать как В.С. Тока и Вл.С. Тока.

** В период учебы он часто пропускал занятия по разным обстоятельствам, сказывалась и непростая акклиматизация (для уроженцев Тувы климат Новосибирска сразу воспринимается непривычно сырым и ветреным). В приказе НГК от 13 февраля 1964 года указана причина отчисления – не сдана сессия (Документы Вл.С. Тока: Личное дело. 1960-1964 гг. // Архив Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки).

*** Брат Виктор, напротив, закончил полный курс консерватории, показав в процессе учебы на факультете народных инструментов явные успехи в дирижерском классе, что предопределило его дальнейшую работу с молодым коллективом симфонического оркестра Тувы.


М.С.Лебензон

     Тем не менее, годы, связанные с Новосибирском, стали исключительно важными в профессиональном становлении: во-первых, это учеба в специальном классе такого мастера, как М.С. Лебензон *, во-вторых, первые опыты сочинения музыки, совершавшиеся пока самостоятельно. Сразу обращает на себя внимание выбор жанров для творчества – фортепианная музыка, инструментальные композиции. Отнюдь не песни, с которых начинали свой путь большинство тувинских авторов (что сразу было отмечено местными музыковедами В.Л. Сапельцевым и З.К. Казанцевой). Среди первых произведений Владимира Тока – концерт для фортепиано с оркестром «Улан-цэцэг» (Красный цветок) и симфоническая поэма «Тувинские пейзажи», прозвучавшая в концерте декады тувинского искусства в Москве в 1964 году в исполнении автора**.


     Освоение в фортепианном классе М.С. Лебензон произведений С.В. Рахманинова (блестящим интерпретатором творчества которого она являлась) во многом определило стилевые ориентиры Владимира Тока, которого на малой родине потом нередко называли «тувинским Рахманиновым»***. От русского гения, по-видимому, проистекает интерес Тока к жанрам этюда-картины (Этюд-картина Es-dur Тока), фортепианного дуэта («Енисейская акварель»), концерта для фортепиано с оркестром («Улан-Цэцэг»). Освоение романтического фортепианного репертуара также отразилось в дальнейшем обращении к жанрам прелюдии (цикл прелюдий Тока), музыкального момента (Музыкальный момент для скрипки и фортепиано), ноктюрна (ставший репертуарным Ноктюрн для солирующего гобоя и симфонического оркестра). Любовь к импровизациям за роялем стала неотъемлемой частью творческого процесса, определив также несколько импровизационный характер изложения и развития тематического материала, что повлияло на способ формообразования, в результате чего формы многих сочинений Тока отличаются текучестью и не всегда четко структурированы.

* Мэри Симховна Лебензон (1931–2020) — пианистка, выпускница Московской консерватории, представительница школы А.Б. Гольденвейзера, заслуженный деятель искусств России, выдающийся педагог, профессор в истории фортепианного факультета Новосибирской консерватории, в которой проработала с 1961 года и до конца жизни.

** Музыковеду З. К. Казанцевой композитор рассказывал: «Первое произведение, которое я сочинил и записал – “Тувинские пейзажи”. Это было в консерватории, в подвальных классах фортепиано для занятий. Заниматься приходилось по ночам, потому что только тогда были свободными классы для репетиционных занятий. Я закрывался, и все ночи проводил в импровизациях и сочинении музыки. Педагог по специальности не знала, чем я занимаюсь, знали только друзья, студенты консерватории: Чаптыков Владимир (будущий министр культуры Хакасии) и Мохов Евгений. Они были первыми моими слушателями» (Казанцева З.К. Человек века: к 65-летию композитора В.С. Тока // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: сб. материалов межрегион.науч.-практ. конф. Кызыл, 2008. С. 136). Добавим из материалов музыковеда З.К. Казанцевой, составленных в результате общения с композитором: «…утром он возвращался “с небес на землю”, ложился и спал до обеда. После обеда шёл в спортивный зал играть в теннис. И в теннисе он был на высоте. Успешно участвовал в соревнованиях за честь консерватории, и побеждал. Был у него разряд и по гимнастике. Но и это обстоятельство не могло спасти его от отчисления по причине пропусков и задолженностей по предметам» (Казанцева З.К. Материалы о жизни и творчестве Вл.С. Тока (рукопись) // Личный архив З. К. Казанцевой).

*** В Туве в исполнении Владимира Тока, по воспоминаниям земляков, звучали Первый и Второй концерты Рахманинова.

     Объективная необходимость композиторского образования привела в 1972 году к прохождению специальной стажировки в Ленинградской консерватории под руководством А.Д. Мнацаканяна* (тогда еще молодого автора, успешно реализующего себя в том числе в области киномузыки). Подобные стажировки в столичных консерваториях в свое время прошли тувинские композиторы старшего поколения (С. Бюрбе и Р. Кенденбиль), но они были достаточно длительными (до трех лет), у Тока же снова получился неполный вариант обучения — только 1 год, потому что в связи с болезнью отца в начале мая 1973 года пришлось ехать сначала в Москву, а потом — на похороны в Кызыл. Несмотря на это, занятия в Ленинградской консерватории и строгий контроль со стороны педагога не прошли даром, позволив Владимиру увереннее овладеть ремеслом композитора, расширить жанровый диапазон, начать подступы к сложнейшим из них — симфонии, балету.


     По понятным причинам, со смертью отца жизнь всех членов семьи Тока изменилась, и детям пришлось строить карьеру, рассчитывая исключительно на свои собственные силы**. В этот период в профессиональном развитии Владимира Тока начинает проявлять свою роль третий социальный круг, представленный коллегами по творческому цеху (т.е. непосредственное окружение композитора, связанное с его повседневной работой и профессиональным общением).


А.Д.Мнацаканян

* Александр Дереникович Мнацаканян (1936–2013) — советский композитор армянского происхождения, заслуженный деятель искусств РСФСР, в истории Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова – преподаватель (в период обучения Вл.С. Тока), далее декан теоретико-композиторского факультета, зав. кафедрой специальной композиции и импровизации, профессор.

** Отметим, что Владимир Салчакович отличался отсутствием признаков «звёздной» болезни или манер, присущих «золотой» молодежи, был прост в общении и скромен в быту, жил искусством, буквально дышал музыкой. В общении с ним я поражалась, насколько он был далек от стремления к славе, желанию самоутвердиться. Говоря со мной о своем творчестве, он постоянно прибегал к живому контакту с роялем, чтобы проиллюстрировать высказанную словесно мысль, которая без музыкального озвучивания словно бы теряла для него всякий смысл.

     Важно, что членами его собственной семьи стали представительницы хореографической профессии – жена Галина и дочь Татьяна (обе закончили Фрунзенское хореографическое училище как балерины, стали артистками Государственного ансамбля песни и танца «Саяны» и преподавателями хореографии в специализированных школах Тувы). История искусства знает подобные примеры, когда семейный союз композитора и хореографа непременно порождает музыку танцевальных жанров и балетные партитуры*. Поэтому появление в творческом портфеле Вл.С. Тока музыки к хореографическим постановкам и его стабильный интерес к этой жанровой области представляется вполне закономерным явлением.


     Другой важный компонент постоянного профессионального общения – оркестранты, коллеги по основной работе в симфоническом оркестре. Коллектив, который был создан в Туве в 1966 году (не без заинтересованного участия родителей братьев Тока), появился весьма своевременно, отвечая потребности местных композиторов в реализации их симфонических замыслов. Виктор и Владимир связали свою судьбу с оркестром, до конца жизни трудясь в нем: Виктор как дирижер, Владимир как артист оркестра, пианист и композитор. Среди оркестрантов – друзья по консерваторскому времени (скрипачи В. Шананин и В. Аксаментов), новые дружеские связи завязались также из-за общего увлечения джазовой музыкой. Владимир Тока по праву считается одним из первых джазменов Тувы, наряду с саксофонистом Сергеем Олзей-оолом, фаготистом и саксофонистом Вячеславом Кенденбилем и другими тувинскими музыкантами**.

* Достаточно вспомнить знаменитый союз Родиона Щедрина и Майи Плисецкой, а в XIX веке – известного испанского композитора-гитариста Фернандо Сора,писавшего имевшие успех в Лондоне, Париже и Москве балеты для своей супруги-балерины Фелицаты Гюллень-Сор.

** В конце 1980-х годов джазовое направление проявилось в творчестве тувинской эстрадно-цирковой группы «Чалыы-Назын» («Юность»). В начале 1990-х годов в Туву вернулся дирижер Леонид Карев, который был первым дирижером симфонического оркестра Тувы и имел опыт работы в области эстрадно-джазовой музыки. Его приезд стимулировал пополнение репертуара оркестра джазовыми аранжировками, которыми также занимался Вл.Тока.

     Внутрифилармоническая жизнь стимулировала творческие контакты, некоторые из которых перерастали в многолетние дружеские связи. Так, отметим Виталия Нанактаева, руководившего оркестровой группой ансамбля песни и танца «Саяны» (в то время это был смешанный состав из этнических и эстрадных инструментов, сопровождавший танцевальные и вокальные номера ансамбля), а также Владимира Табуева, организатора и первого руководителя ВИА «Аян» («Гармония»), ярко представлявшего тувинскую эстраду. Крепкая дружба музыкантов стимулировала появление музыки популярного направления и развитие соответствующей стилистики в творчестве Владимира Тока.


     Поскольку работа композитора была связана не только с симфоническим оркестром, но и с филармоническими коллективами, драматическим театром, Тока общался и сотрудничал со многими музыкантами, артистами и режиссерами, набираясь опыта сочинения музыки к концертным программам, балетным и театральным постановкам. Это формировало особую нацеленность композиторского слуха на яркость образных характеристик персонажей, отражение в музыке сюжетных поворотов, поиск колористических звуковых решений.

     Еще одной сферой профессионального общения стали контакты с коллегами композиторами и музыковедами, поскольку в 1984 году Владимир Салчакович стал членом Союза композиторов РСФСР (его отделения в Тувинской АССР), а во второй половине 1990- х годов руководил Союзом композиторов Тувы, правда, недолгое время. Нужно сказать, что ему была чужда не только организаторская, но и педагогическая работа*, хотя он откликался на просьбы музыкантов-педагогов и иногда писал произведения для детей. Многие самодеятельные композиторы Тувы неоднократно обращались к Тока за помощью по инструментовке своих пьес для оркестра. Оркестровками он занимался постоянно, и такая работа его не тяготила. Заметим, что в этом деле Тока был практиком, особенно если учесть, что состав тувинского симфонического оркестра не отличался полнотой (нехватка струнных всегда была острой), поэтому свою партию пианиста он нередко рассматривал как компенсаторную для выстраивания общего баланса звучания и полноты гармонической вертикали. Общение Тока с местными музыковедами способствовало тому, что его творчество получало профессиональный отклик и аналитическое осмысление, со своей стороны он поддерживал творческие начинания музыковедов**.


     Композитор находился в гуще культурной жизни республики и региона, откликаясь на новые тенденции, в том числе усиление джазовой стилистики в репертуаре симфонического оркестра (что позже повлияло на деятельность молодого духового оркестра Тувы), создание гимна Республики Тыва***, развитие репертуара для юных музыкантов, для тувинских национальных инструментов, для «Сибирского сувенира» – ансамбля народной музыки Восточно-Сибирской академии культуры и искусств (ВСГАКИ), сопровождавшего постановку этнобалета «Ынакшылдыӊ күжү» («Сила любви»). Однако, сердцевина его авторского стиля сформировалась эпохой культуры советского периода, в которой академическим жанрам отводилась особая роль, а фольклорные истоки тематизма всегда приветствовались. Не будучи знатоком тувинского фольклора, тем не менее, Тока всегда был и остается истинно тувинским композитором: корневые ощущения тувинского мелоса, идущие из оборотов тувинской речи и народных песен, естественным образом проявляются в его авторских мелодиях, что доказывает интонационный анализ произведений****.

* Вл.С. Тока не раз получал предложение вести уроки композиции от своего друга-музыковеда Владимира Борисенко, который руководил отделением теории музыки в Кызылском училище искусств, но, к сожалению, Тока не смог приспособиться к требованиям педагогического процесса.

** Например, Вл.С. Тока поддерживал критикуемую другими коллегами деятельность З.К. Казанцевой как педагога кружка композиции Республиканской школы искусств, а также наши личные усилия по возрождению профессионального Союза композиторов Тувы после кризисного этапа его существования в форме объединения с самодеятельными авторами.

*** Первый конкурс на создание Гимна Республики Тыва проходил в 1992 году. Было представлено много авторских вариантов, однако, в итоге, в качестве гимна была избрана народная песня «Тооруктуг тайга» («Ореховая тайга»). Гармонизовал и аранжировал мелодию песни на состав симфонического оркестра Владимир Тока. Его аранжировка, на наш взгляд, стала лучшим примером композиторской обработки этой популярной народной песни в истории музыкальной культуры Тувы.

**** Не обращаясь к фольклорному цитированию, Тока проявляет национальную природу своей музыки на уровне ладово-интонационных структур тематизма, что удается вскрыть с помощью методов теории монодии. Результаты подобного анализа были представлены в конкурсной работе на тему «Симфоническая поэма “Романтическая” тувинского композитора Владимира Тока» выпускницы НГК им. М.И. Глинки ДарыймааСоян, отмеченной Дипломом в номинации «Этнография» XXXI Международного конкурса научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, проводившимся РАМ им. Гнесиных весной 2021 года (См. также нашу совместную публикацию: Карелина Е.К., Соян Д.О.Интонационно-образная драматургия симфонической поэмы «Романтическая» Владимира Тока // Музыка: искусство – наука – практика: науч. журнал Казанской гос. консерватории им. Н.Г. Жиганова. 2021. № 2(34). С.41–51).

     Так, стилистика музыки Вл.С. Тока формировалась под воздействием нескольких факторов: отечественных традиций академической музыки (русской и советской), современных тенденций музыкальной жизни страны и музыкальной культуры внутри самой Тувы (в которой переплетались этническое и общенациональное).


     Сильнейшее влияние академической музыки объясняется тем, что Владимир Тока, в отличие от тувинских композиторов старшего поколения – Алексея Чыргал-оола, Ростислава Кенденбиля, Саая Бюрбе – не принадлежал к числу носителей тувинской этнической культуры (знатоков языка, песенных традиций, инструментального музицирования). Получивший иное воспитание, он стал первым композитором-тувинцем, у которого изначальной базой для творческого формирования стала именно музыка академической новоевропейской традиции, а главным средством творческого самовыражения – рояль. Это определяло всю его творческую деятельность: учеба в фортепианном классе, работа в качестве пианиста, постоянные импровизации и процесс сочинения – всё за роялем. Без преувеличения можно сказать, что в истории музыкальной культуры Тока также был первым профессиональным пианистом-тувинцем.

     Любовь к импровизациям отразилась на процессе развития музыкальных идей и формообразовании, который во многих случаях отличается текучестью и тональной разомкнутостью. Иногда в нотном тексте в неверно выставленных знаках альтерации сказывается не в полной мере завершенное профессиональное образование, поскольку главным регулятором записи музыкальных мыслей для композитора становились его слуховые представления. Увлечение джазом и музицированием в этом стиле наложило отпечаток на гармонический язык ряда сочинений, который представляет вполне естественное сочетание средств классико-романтической и джазовой гармонии.


     Стилистика Тока-композитора отличается спаянностью воедино таких качеств, как: программность, театральность, пластичность, симфоничность и камерность, в результате чего оказываются тесно связанными между собой разные жанровые сферы его творчества – симфоническая, театральная, хореографическая, камерно-инструментальная музыка. На наш взгляд, ключевым качеством, которое определяет творческий метод композитора, является его театрально-образное мышление музыканта-импровизатора. Яркая характерность музыкальных образов сценических работ Вл. Тока через влияние театрального мышления отразилась в его симфонических партитурах и жанрах инструментального творчества. Напротив, театральной музыке нередко присущи качества, более свойственные инструментальным – концертным или камерным жанрам.

     Итак, стилистика Владимира Тока предстает как своего рода многослойное явление, где базовыми элементами стали опыт мировой музыкальной классики (с сильнейшим воздействием стиля Рахманинова) и интонационные модели тувинской музыки (образцово претворенные в академических жанрах Чыргал-оолом, авторитет которого был для Тока непререкаем), а сопутствующими – компоненты массовой музыкальной культуры (идущие из художественной самодеятельности старшего поколения тувинских артистов и эстрадно джазовых поисков современников). На наш взгляд, содержательным базисом интеграции всех компонентов авторского стиля композитора стало мироощущение художника – романтическое по своей сути, поскольку критерий Красоты в музыке был для него абсолютен (даже в изображении отрицательных образов), а жизнь не столько мыслилась, сколько по факту стала служением Искусству.


     Будучи продолжателем традиций тувинской композиторской школы, Владимир Тока, наряду с Александром Курченко, Хуреш-оолом Дамба, Борисом Нуховым, стал ярким представителем ее второго поколения, заняв почетное место в истории национальной культуры Тувы. Его личный вклад был по достоинству оценен почетными званиями Заслуженного артиста Тувинской АССР (1984), Лауреата Государственной премии Тувы (1992), Народного артиста Республики Тыва (2003).

ПРИЛОЖЕНИЕ

(литература о композиторе)



Справочные издания:


     Владимир Салчакович Тока // Композиторы Тувы: биобиблиографический указатель. Ч.1. Композиторы и музыковеды / НБ им. А.С. Пушкина Республики Тыва, отдел литературы и искусства; сост.: Т. В. Багудинова, Е.Ю. Шабаева. – Кызыл, 2007. – С. 39–42.

     Тока Владимир Салчакович // Советские композиторы и музыковеды: справочник в 3-х тт. Т. 3, Ч.1 / сост.: Л. Григорьев, А. Модин, Я. Платек. – Москва, 1989. – С. 154–156.

Научно-исследовательские работы:


   Борисенко В.И. Симфонические поэмы композиторов Тувы: Дипломная работа. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1982. – 76 с. (рукопись).

   Борисенко О.И. Музыкальная жизнь Тувы (70-е – 80-е гг.): Дипломная работа. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1982. – 71 с. (рукопись).

Казанцева З.К. Материалы о жизни и творчестве Вл.С. Тока // Личный архив З. К. Казанцевой (рукопись).,

   Казанцева З.К. Человек века: к 65-летию композитора В. С. Тока // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. / ред.-сост. Е.К. Карелина. – Кызыл, 2008. – С. 135–139.

   Карелина Е.К. Вехи профессиональной музыки // Музыкальная академия. – 2002. – № 3. – С. 57–61.

   Карелина Е.К. История тувинской музыки Новейшего времени (XX–XXI вв.): Автореферат дис. … д-ра искусствоведения (17.00.02). – Москва, 2010. – 47 с.

   Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; науч. ред. док. иск. В. Н. Юнусова. – Москва: Композитор, 2009. – 552 с.

   Карелина Е.К., Соян Д.О. Интонационно-образная драматургия симфонической поэмы «Романтическая» Владимира Тока // Музыка: искусство – наука – практика: науч. журнал Казанской гос. консерватории им. Н.Г. Жиганова. – 2021. – № 2(34). – С.41–51.

   [Осипенко Г.А.] Музыкальная культура Республики Тува // Музыкальная культура Сибири: в 3-х тт. и 6 кн. / ком. по культуре Администрации Новосиб. обл.; НГК им. М.И. Глинки; гл. ред. Б.А. Шиндин. – Новосибирск, 1997. – Т.3. Кн.2. – С. 392–435.

   Осипенко Г.А. Тема прошлого и настоящего в симфонических поэмах тувинских композиторов // По пути Великого Октября: к 60-летию Народной революции в Туве: сб. ст. – Кызыл, 1981. – С. 131–141.

   Осипенко Г.А. Тема современности в симфоническом творчестве тувинских композиторов // Творчество композиторов России. – Вып. 1. – Москва, 1983. – С. 37–55.

Осипенко Г.А. Тувинская музыкальная литература: учебник. – Кызыл, 1994. – 252 с. (рукопись).

Осипенко Г.А. У истоков тувинского симфонизма // Музыка России: сб.статей. – Вып. 5. – 1984. – С. 211–224.

   Осипенко Г.А. Формирование тувинской симфонической музыки: 1957–1980: Автореферат дис. ... канд. искусствоведения (17.00.02). – Ленинград, 1985. – 22 с.

   Пыльнева Л.Л. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии: Автореф. дис. … док. искусствоведения (17.00.02). – Новосибирск, 2013. – 50 с.

   Пыльнева Л.Л. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии: монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – 476 с.

   Салчак Ш., Карелина Е.К. Концертный жанр в творчестве Владимира Тока // Культура Тувы: прошлое и настоящее: сб. материалов науч.-практ. конф. (2006–2012 гг., г. Кызыл) / отв. ред. Е.К. Карелина. – Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2012. – Вып. 3. – С. 68–74.

   Сапельцев В.Л. На пути к социалистической культуре: очерк о музыкальной жизни Тувы // Музыка Сибири и Дальнего Востока: сб. статей / сост. И. Ромащук. – Москва: Сов. композитор, 1982. – С. 80–119.

   Сапельцев В.Л. Тува: рубежи музыкальной культуры // Музыкальная жизнь. – 1978. – № 24. – С. 2–3.

   Соян Д.О. Особенности симфонического стиля тувинского композитора Владимира Тока (на примере «Романтической» поэмы): Дипломная работа. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2021. – 87 с. (рукопись).

   Соян Д.О. Творческий портрет Владимира Тока // Искусство глазами молодых: материалы ХI Международной научной конференции, 28-29 марта 2019 г. / Сибирский гос. институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; ред.: Н.В. Перепич, М.В. Саблина. – Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2019. – С.113–115.

   Цыбикова-Данзын И.А. Творчество В. Тока и проблемы тувинской профессиональной музыки // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий: Материалы научно-практической конференции, посвященной 60-летию Союза композиторов Республики Бурятия (16–17 ноября 2000 г.) / отв. ред. Л.А. Халтаева. — Улан-Удэ, 2000. — С.23–25.

   Цыбикова-Данзын И.А. Формирование тувинской фортепианной музыки (вторая половина XX века): Автореферат дис. … канд. искусствоведения (17.00.09). – Улан-Удэ, 2004. – 22 с.

Учебные работы студентов Кызылского колледжа искусств

им. А.Б. Чыргал-оола (рукописи):


Курсовые работы студентов специальности «Теория музыки»


     Чокуров Р. III часть «Таёжной симфонии» В.С. Тока: курсовая работа по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» / науч. рук. Е.К. Карелина. – Кызыл, 1997.

     Даржай Ш.В. 3 прелюдии из цикла 5 прелюдий (1983): курсовая работа по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» / науч. рук. А.Д.-Б. Монгуш. – Кызыл, 2004. – 14 с.

     Салчак Ш.А. Концерт для скрипки (флейты) с оркестром Владимира Тока: курсовая работа по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» / науч. рук. Е.К. Карелина. – Кызыл, 2008. – 12 с.

     Градунцов Н.Д. Гармонические особенности песен Владимира Тока: курсовая работа по дисциплине «Гармония» / науч. рук. Ч.В. Самдан. – Кызыл, 2016. – 11 с.

     Сам С.А. Анализ формы песен Владимира Тока: «Дуруяа» («Журавль»), «Боданыышкын» («Раздумье»): курсовая работа по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» / науч. рук. А.Д.-Б. Баранмаа. – Кызыл, 2016. – 14 с.

     Чигаева Н.Н. Таежная симфония Владимира Тока, IV ч.: курсовая работа по дисциплине «Гармония» / науч. рук. Ч.В. Самдан. – Кызыл, 2018. – 17 с.

      Чигаева Н.Н. Таежная симфония Владимира Тока: курсовая работа по дисциплине «Анализ музыкальных произведений» / науч. рук. У.Б. Хомушку. – Кызыл, 2018. – 22 с.

Дипломные работы студентов специальности «Теория музыки»


     Иргит Д.О. Фортепианный стиль Владимира Тока на примере Прелюдий №7, №9: выпускная квалификационная работа по дисциплине «Музыкальная литература» / науч. рук. У.О. Монгуш. – Кызыл, 2016. – 46 с.

     Чигаева Н.Н. Программный симфонизм в тувинской музыке на примере Симфонии №2 «Таёжная» Владимира Тока: выпускная квалификационная работа по курсу «Музыкальная литература» / науч. рук. У.О. Монгуш. – Кызыл, 2019. – 53 с.

Избранные статьи в СМИ


Борисенко В.И. «Ай-Кыс», поэма-сказка: [об исполнении поэмы Вл. Тока] // Тувинская правда. – 1973. – 10 октября.

Борисенко В.И. Зрелость композитора: [о творчестве композитора Вл. Тока] // Тувинская правда. – 1992. – 16 июня.

Борисенко В.И. Не для узкого круга [о симфонической музыке тувинских композиторов] // Тувинская правда. – 1975. – 1 июня.

Борисенко В.И. Тувинские композиторы сегодня // Тувинская правда. – 1979. – 6 октября.

Даргын-оол Ч. Думать музыкой: [о Вл. Тока] // Центр Азии. – 2003. – 21–27 февраля.

Даржай А. Владимир Тока // Шын. – 2009. – 29 августа.

Казанцева З.К. Разговор с другом: [к 60-летию композитора Вл. Тока] // Тувинская правда – 2002. – 15 июня.

   Казанцева З.К. Я вам пишу: [разговор с Вл. Тока – к 65-летию со дня рождения композитора Вл. Тока] // Тувинская правда. – 2007. – 16 июня.

Казанцева З.К. К 50-летию Вл. Тока: [о юбилейной дате композитора Вл. Тока] // Тувинская правда. – 1992. – 16 июня.

Карелина Е.К. Музыка, дарующая свет: [размышления после концерта памяти Вл. Тока] // Тувинская правда. – 2009. – 17 декабря.

   Кенин-Лопсан М. Даты, события, люди…: [о симфоническом оркестре Тувинской государственной филармонии Республики Тыва] // Тувинская правда. – 2011. – 18 июня.

Кенин-Лопсан М. Разнообразия возможности: [о концерте памяти дирижера Виктора Тока] // Тувинская правда. – 2004. – 19 февраля.

Козлова С. И целый вечер у рояля: [о концерте, посвященном 50-летию Вл. Тока] // Тувинская правда. – 1992. – 10 декабря.

Козлова С.В. Это настоящая музыка: [о соискателе Гос. премии Тувинской АССР Вл. Тока] // Тувинская правда. – 1991. – 26 сентября.

   Кужугет А. Клуб живой музыки. Классный концерт классных артистов: [о концерте «Клуба живой музыки» и о произведении Вл. Тока] // Тувинская правда. – 2009. – 28 ноября.

   Лачугина А. Звуки Азии покорили сердца профессионалов. В Москве прошла презентация духового оркестра Правительства Республики Тыва: [о презентации коллектива и о «Таёжной симфонии» Вл. Тока] // Тувинская правда. – 2010. – 30 ноября.

   Лачугина А. Кемерово-Кызыл. Аман Тулеев по примеру Шолбана Кара-оола решил создать свой губернаторский оркестр: [в т. ч. о «Таёжной симфонии» Вл. Тока] // Центр Азии. – 2013. – 21 июня.

Монгуш С. Мы ссорились из-за музыки: [интервью с Г. С. и Вл. С. Тока] // Информ Плюс. – 2013. – 12 марта.

   Монгуш С. Слушая «Таежную» симфонию»: [об исполнении симфонии Вл. Тока в юбилейном концерте в Музыкально-драматическом театре им. В. Кок-оола Республики Тыва] // Информ Плюс. – 2009. – 28 января.

   Натпий-оол К. Композитор Вл.С. Токаның юбилейлиг концертинден 50 харның 30 чылын: [о юбилейном концерте композитора Вл. Тока] // Шын. – 1992. – 10 декабря.

   Оюн Д. Группа «Ят-Ха» исполнит на международном фестивале «Таёжную симфонию» Владимира Тока: [о исполнении «Таёжной симфонии» Вл. Тока на XVIII международном фестивале в Чикаго (США)] // Тувинская правда. – 2006. – 16 сентября.

     Порхунова О. Ответственность таланта: [о композиторе, заслуженном артисте Тувинской АССР Вл. Тока] // Тувинская правда. – 1988. – 8 февраля.

Ринк З. Первая симфония Владимира Тока [о «Таежной» симфонии] // Тувинская правда. – 1991. – 1 мая.

Сапельцев В.Л. В едином хоре: [о концерте творческого отчета композитора Вл. Тока] // Тувинская правда. – 1984. – 3 ноября.

Танова Е. О, ты мой симфонический... (ностальгия о прошлом) // Тувинская правда. – 2008. – 10 января.

Хоюгбан А. Музыка и Тока. Мечта, воплощенная в сыновьях: [о Владимире и Викторе Тока] // Плюс Информ. – 2002. – Январь.